Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Муниципальные
проекты и программы

 

 

 

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Всероссийский сайт для педагоговВсероссийский сайт для педагогов

  

 

Учительский порталУчительский портал

Заседание городского профессионального сообщества учителей биологии в формате семинара-практикума на тему «Особенности подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии»

Заседание городского профессионального сообщества учителей биологии в формате семинара-практикума на тему «Особенности подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по биологии и экологии»

Опубликовано 20.12.2018

18 декабря 2018 годана базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования № 38» (химический лицей) проведено заседание городского профессионального сообщества учителей биологии в формате семинара-практикума на тему «Особенности подготовки учащихся к участию во Всероссийской олимпиаде школьнико впо биологии и экологии» из опыта работы учителей биологии химического лицея.

Выступили:

– Максимова Татьяна Владимировна, директор, учитель биологии, заслуженный учитель РФ;

– Дмитриева Елена Викторовна, учитель биологии, Почетный работник общего образования РФ;

– Ястребова Светлана Борисовна, учитель экологии.

В ходе мероприятия акцентировалось внимание на одной из наиболее устоявшихся форм проведения интеллектуальных конкурсов для старшеклассников – предметных олимпиадах, которые направлены на выявление и отбор учащихся, одаренных в области биологии. В Центре образования №38 четко выстроена структура отбора и сопровождения обучающихся, начиная с уровня школы и заканчивая всероссийской олимпиадой. Подготовка учащихся к участию в олимпиадах по биологии и экологии состоит из нескольких этапов.

На первом этапе выявляем неординарно мыслящих учащихся, которые проявляют интерес к предмету и желают принять участие в олимпиаде. Опыт показывает, что некоторые учащиеся в силу своей скромности могут и не проявлять активности к предмету на уроке. Таких детей можно выделить по их письменным работам;

На втором этапе на уроках биологии и на занятиях элективных курсов в рамках программных тем рассматриваем разнообразные типы заданий (необходимые для первого тура олимпиады по экологии и биологии). Задания предлагаются учащимся на уроках при закреплении новых знаний, при опросе домашнего задания, на обобщающих уроках и при проведении контрольного тестирования по изученной теме.

Цель проводимых мероприятий заключается не только в том, чтобы школьники овладели определенным набором знаний об окружающем мире, но и в том, чтобы в их сознании сформировалась такая картина мира, которая способствовала бы формированию нравственных качеств личности, использованию экологических принципов во всех областях человеческой деятельности.

Организация подготовки школьников к Олимпиаде, предполагает осуществление серьезной и многогранной работы с одаренными детьми.

На занятиях элективных курсов обучающимся предлагаются разнообразные типы заданий, в частности, «задания открытого типа», которые не имеют окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Решение таких заданий предполагает проведение самостоятельных теоретических исследований с использованием различных информационных источников.

При этом на уроках применяются следующие технологии: исследовательская, дифференцированного обучения, опережающего обучения, развивающего обучения. На занятиях внеурочной деятельности и элективных курсах практикуем следующие методы: эвристический, проблемный (проблемного изложения, частично-поисковый), метод проектов, выполнение заданий прошлогодних олимпиад различных уровней с целью отработки теоретических знаний.

На третьем этапе, практическом, формируем у обучающихся необходимые умения:

  • общенаучные (наблюдение, измерение, группирование и классификация, нахождение взаимосвязей, вычисление, организация данных и их представление, прогнозирование, формулирование гипотезы, оперативное описание, экспериментирование);
  • биологические (умение работать с лабораторным оборудованием; зарисовка препаратов; точное описание биологических рисунков с использованием биологических терминов);
  • применение методов биологического исследования (цитологические, техника приготовления микропрепаратов);
  • методы изучения анатомии и физиологии растений (препарирование различных частей растения);
  • методы изучения анатомии и физиологии животных (препарирование);
  • экологические методы;
  • таксономические методы;
  • физические и химические методы;
  • микробиологические методы, статистические методы.

Основные практические навыки учащихся по биологии и экологии формируются на уроках при выполнении лабораторных и практических работ, смотрах практических достижений участников в области экологии и охраны окружающей среды.

Дополнительные практические умения развиваются у учащихся в ходе элективных и индивидуальных занятий.

Практическая и исследовательская работа с учащимися осуществляется во внеурочное время. Темы практических и исследовательских работ предлагаются учащимся на уроках биологии или на занятиях элективных курсов.

Свои работы учащиеся защищают на заключительных уроках или занятиях элективных курсов в конце 1 и 2 полугодия.

Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения.

Основные виды исследовательской деятельности школьников:

  • теоретико-исследовательская работа – статьи, доклады, рефераты;
  • прикладные опытно-проблемные исследования – проекты, полевая практика, экскурсии;
  • системные комплексные исследования – мониторинг.

В исследовательской работе с учащимися применяем метод проектного обучения. Проект как элемент исследовательской деятельности может рассматриваться как универсальный комплекс, включающий в себя сочетание следующих элементов:

 оценка состояния окружающей среды, приобретение представлений об изучаемом объекте;

 осуществление природоохранных акций;

 развитие творческих способностей школьников.

В заключении директор центра Максимова Т.В. отметила, что успешному применению имеющихся знаний должен в первую очередь научить учащегося педагог.