Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Сеть творческих учителейСеть творческих учителей

  

 

Учительский порталУчительский портал

Независимая система оценки качества образования

О деятельности Общественных советов 
по организации независимой оценки качества работы образовательных организаций в 2015 году

 

13.02.2015 г. в 13-30 в МКУ «ЦОДСО г. Тулы» состоялся семинар на тему «О деятельности Общественных советов по организации независимой оценки качества работы образовательных организаций в 2015 году».

Велангеева А.В., председатель Общественного совета при управлении образования администрации г. Тулы, отметила, что большую роль в осуществлении независимой оценки должны играть общественные советы при образовательных организациях. Согласно требованиям постановления Правительства РФ № 286, у них значительный перечень полномочий: от определения критериев, по которым будет оцениваться качество работы организации, до формирования предложений по улучшению качества. Презентация выступления Велангеевой А.В.

Подробно с подходами к формированию критериев и показателей по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организации, а также с формированием рейтинга учреждений, оказывающих социальные услуги, познакомила Токарева Т.С., ведущий специалист аналитического отдела МКУ «ЦОДСО г. Тулы». Презентация выступления Токаревой Т.С.

Опытом работы о деятельности общественного совета МБОУСОШ № 38 поделилась Борисова Е.И., председатель общественного совета данной школы.

Участники семинара отметили практическую направленность и актуальность обсуждаемых проблем.  Все материалы семинара размещены на сайте МКУ «ЦОДСО г.Тулы» в разделе. Презентация выступления Борисовой Е.И.

Программа семинара

Приказ управления образования администрации города Тулы
от 26 декабря 2014 г. № 1108-а 
«О деятельности  Общественного совета при управлении образования администрации города Тулы»

 

Перечень федеральных нормативных правовых
и инструктивно-методических материалов по формированию и развитию системы независимой оценки качества образования

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95 «Независимая оценка качества образования»).
  2. Федеральный закон от 21 июля 2014 № 256-ФЗ.
  3. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования".
  4. Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной Палате Российской Федерации» (п. 1–2 статьи 2).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (подпункт «к» пункта 1).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования».
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. № 487-р о плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015 годы.
  10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р.
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организации».
  12. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций (утверждены заместителем министра образования и науки Российской Федерации А.Б. Повалко 14 октября 2013 г.).
  13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 февраля 2013 г. № АП-113/02 «О реализации мероприятий по независимой системе оценки качества образования Пункт 1 «к» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597».
  14. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 июля 2013 № 08-950 № «О направлении рекомендаций».

Материалы городского семинара 
"О деятельности общественных советов при образовательных учреждениях"

1. Презентация "Цели и задачи независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги"

Гончарова Е.Ю., председатель Общественного совета по организации независимой оценки качества работы муниципальных учреждений, оказывающих социальные услуги 

 

2. Презентация "Нормативно-правовое обеспечение формирования НСОКО"

Велангеева А.В., начальник отдела МКУ «ЦОДСО г.Тулы» 

 

3. Презентация "Обеспечение информационной открытости организаций, оказывающих социальные услуги"

Григорьева В.А.ведущий специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы» 

Нормативно-правовое обеспечение формирования НСОКО

   Велангеева А.В., начальник отдела МКУ «ЦОДСО г. Тулы»

Одной из приоритетных задач реализации современной модели образования в России является формирование механизмов оценки качества образовательных услуг посредством создания прозрачной объективной системы оценки достижений учащихся.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (п.п. «к» п. 1), Правительству Российской Федерации предписано, «совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности».

В целях реализации этого Указа Правительство РФ Постановлением от 30.03.2013 N 286 «О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги» утвердило «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги», а Распоряжением Правительства РФ от 30 марта 2013г. N487–р утвердило «План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013–2015гг».

Согласно постановлению ключевыми моментами независимой системы оценки качества работы организаций являются:

  • обеспечение полной, актуальной и достоверной информацией о порядке предоставления организацией социальных услуг, в том числе в электронной форме;
  • формирование результатов оценки качества работы организаций и рейтингов их деятельности.

Нормативно–правовое обеспечение формирования НСОК, включая определение критериев эффективности работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и ведение публичных рейтингов их деятельности закреплено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года 273–ФЗ.      Впервые на законодательном уровне введено понятие «независимая оценка качества образования», проводимая сторонними относительно образовательных учреждений организациями. Принципы НСОК установлены статьей 95 Федерального закона.

С целью реализации Указа Президента от 7 мая 2012 года №597 Минобрнауки России разработало «Методические рекомендации по формированию независимой системы оценки качества (НСОК) образовательных организаций всех уровней образования, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и ведение публичных рейтингов их деятельности» и своим письмом № АП–113/02 от 04 февраля 2013 года направил их органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

В Методических рекомендациях дано определение независимой оценки качества образования с указанием основных «потребителей» результатов работы соответствующей системы, описаны формы независимой оценки качества, указаны возможные направления применения системы в деятельности органов управления образованием.

Также в методические рекомендации включены разделы, характеризующие объект, инструменты, заказчиков, участников независимой оценки качества образования, порядок использования инструментов независимой оценки качества образования для разработки и принятия управленческих решений.

Независимая оценка качества образования – оценочная процедура, которая осуществляется в отношении деятельности образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования:

  • потребностям физических лиц - потребителей образовательных услуг (в том числе, родителей несовершеннолетних, а также обучающихся по программам дошкольного, общего и дополнительного образования детей.)
  • потребностям юридических лиц (в том числе самой образовательной организации) в части определения качества реализации образовательных программ, необходимых корректировок этих программ по итогам экспертизы;
  • потребностям учредителя, общественных объединений и др. в части составления рейтингов (рэнкингов), других оценочных процедур для последующей разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на повышение конкуренто-способности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на повышение качества реализуемых ими образовательных программ.

2. Система независимой оценки качества образования

2.1. Объект независимой оценки качества образования

Объектом независимой оценки качества образования могут быть:

  • образовательные программы, реализуемые образовательными организациями;
  • условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций и др.;
  • результаты освоения обучающимися образовательных программ;
  • деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление образованием, органов местного самоуправления в части организации текущего функционирования и развития образования.

  2.2. Инструменты независимой оценки качества образования

Согласно принципам информационной открытости в соответствии с действующим федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» все образовательные учреждения обязаны представлять на своем сайте данные о своей деятельности (далее – открытые данные).

Организации, осуществляющие оценочные процедуры, используют открытые данные, публичные доклады региональных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных организаций (при согласовании с образовательной организацией) для построения рейтингов (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг. 

2.2.1. Рейтинги в образовании

Рейтинг - один из возможных в рамках независимой системы оценки качества образования подходов к представлению информации о результатах деятельности образовательных организаций.

Информация об осуществляемых процедурах независимой оценки качества образования была размещена в открытом доступе.

2.2.2.Публичные доклады и другие открытые данные

размещаются на официальных сайтах образовательных организаций, органов, осуществляющих управление в сфере образования.

В соответствии со статьей 97 Федерального закона « Об образовании в РФ» органы… местного самоуправления и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают открытость и доступность информации о системе образования.

Данные официального статистического учета, другие сведения, характеризующие условия и процесс образовательной деятельности в образовательной организации, размещаются на официальном электронном ресурсе в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Размещенные в открытом доступе данные о деятельности образовательных организаций могут использоваться в процедурах независимой оценки качества образования при условии согласования участия самой организации в данных процедурах.

2.2.3.Измерительные материалы

Для определения уровня результатов освоения образовательных программ организациями, осуществляющими оценочные процедуры, разрабатываются соответствующие измерительные материалы (тесты, оценочные задания, др.).

В качестве основы для разработки измерительных материалов используются:

  • требования соответствующих ФГОС к результатам освоения образовательных программ;
  • измерительные материалы международных сопоставительных исследований результатов образования;
  • требования заказчика.

2.4. Участники независимой оценки качества образования

2.4.1. Образовательные организации:

  • обеспечивают сбор информации по показателям деятельности, подготовку публичных докладов и размещение их в открытом доступе на официальных электронных ресурсах образовательных организаций в информационно-коммуникационной сети Интернет*;
  • предоставляют в открытом доступе в сети Интернет отчет о результатах самообследования, а также информацию в соответствии с принципами открытости согласно действующему Федеральному закону;
  • по результатам участия в процедурах независимой оценки качества образования разрабатывают, согласовывают с органами государственно-общественного управления образовательной организации и утверждают планы мероприятий по улучшению качества работы образовательных организаций;
  • используют результаты независимой оценки качества образования для решения задач, отраженных в основной образовательной программе (программах) организации, а также с целью повышения эффективности деятельности, достижения результатов освоения образовательных программ, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
  • обеспечивают открытость и доступ к всесторонней информации об осуществлении независимой оценки качества образования на всех ее этапах;
  • могут принимать участие в общероссийских, международных сопоставительных мониторинговых исследованиях.

2.4.2. Организации и отдельные эксперты, осуществляющие процедуры независимой оценки качества образования:

К осуществлению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций в установленном законодательством Российской Федерации порядке могут быть привлечены:

  • некоммерческие организации, деятельность которых имеет социальную направленность и обеспечивается специалистами, имеющими соответствующий уровень квалификации;
  • коммерческие рейтинговые агентства (при условии наличия в регионе (муниципалитете) достаточных финансовых ресурсов для проведения рейтингования образовательных организаций), имеющие опыт создания рейтингов организаций социальной сферы;
  • региональные центры оценки качества образования;
  • отдельные эксперты или группы экспертов, имеющие соответствующий опыт участия в экспертных оценках качества образования.

2.4.3. Общественные советы:

  • определяют стратегию проведения независимой оценки качества образования в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании;
  • готовят предложения в открытый перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, которые могут проводить независимую оценку качества образования в регионе, а также рекомендуют широкой общественности кандидатов в список физических лиц - экспертов регионального уровня;
  • проводят общественные обсуждения критериев планируемых оценочных процедур, итогов независимой оценки качества образования при участии экспертных организаций и отдельных экспертов, готовят предложения по улучшению качества услуг, предоставляемых образовательными организациями;
  • оказывают содействие деятельности рейтинговых агентств, организаций и отдельных экспертов, осуществляющих оценочные процедуры, социологические исследования при реализации процедур независимой оценки качества образования. 

2.4.4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, органы местного самоуправления:

  • содействуют созданию условий для формирования и развития в регионе независимых организаций, обеспечивающих проведение объективных, независимых оценочных процедур в отношении результатов и качества образования;
  • формируют и координируют деятельность общественных советов;
  • вносят на рассмотрение общественных советов предложения по планам мероприятий, направленных на проведение независимой оценки качества образования, в том числе рейтингов, на муниципальном, региональном уровнях, по содержанию технического задания на разработку методики оценки, в том числе рейтингов;
  • развивают региональные центры оценки качества образования;
  • обеспечивают подготовку и размещение в открытом доступе на официальных электронных ресурсах в сети Интернет информации по показателям деятельности региональных, муниципальных систем образования, публичных докладов региональных (муниципальных) органов управления образованием в том содержащие описание результатов независимой оценки качества образования;
  • способствуют проведению рейтингов для образовательных организаций, содействуют их многообразию и учету их результатов при поведении региональных, муниципальных оценочных процедур;
  • координируют деятельность по созданию условий для обеспечения информационной открытости государственных (муниципальных) образовательных организаций;
  • формируют и размещают открытый список организаций, осуществляющих процедуры независимой оценки качества образования, физических лиц – экспертов регионального уровня на сайте регионального органа управления образованием,
  • обеспечивают открытость при формировании заказа на оценку деятельности или результатов деятельности образовательных организаций, при согласовании набора критериев оценки, методологии оценочных процедур.

Приоритетными задачами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, органов местного самоуправления являются поддержка и содействие развитию независимых институтов оценки качества образования, взаимодействие с региональными общественными палатами, общественными организациями. В качестве форматов переговорных площадок рекомендуется использовать официальные электронные ресурсы в информационно-коммуникационной сети «Интернет», общественные слушания, заседания общественного совета, др.

В Плане деятельности МОиН РФ на 2013–2018 г.г. одним из показателей качества российского образования определена «Доля организаций, реализующих образовательные программы, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования». Этот показатель от 2% (в 2013 году) должен вырасти к 2018 году до 95%. 

Обеспечение информационной открытости организаций, оказывающих социальные услуги 

Григорьева В.А., ведущий специалист МКУ «ЦОДСО г. Тулы»

 Образование всё больше становится сферой общественных интересов. Способность своевременно учитывать изменения и вызовы внешней среды, отвечать на них изменениями в своей организации являются важнейшим фактором конкурентоспособности современной системы образования.

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты завершили правовое оформление института информационной открытости в системе образования. Резко возросли объёмы данных, которые могут находиться в открытом доступе. Перечень размещаемой информации расширен в ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ.

Обязательное требование наличия сайта, жесткая регламентация его содержания, четкое определение перечня информации и форматов ее представления — вот то, что характеризует современный подход к сайтам ОУ.

В связи с тем, что размещаемая информация и документы столь многочисленны, а также в связи с тем, что большая часть информации и документов может достаточно оперативно изменяться, необходимо обеспечить ведение сайта в соответствии с требованиями законодательства.

Если раньше сайт образовательного учреждения мог быть неинформативной «визиткой» в одну страницу, то сегодня он может (и должен) быть полноценным информационным ресурсом, открыто заявляющим о достижениях и трудностях конкретного учреждения.

В ходе реализации государственной программы РФ "Развитие образования" на 2013–2020 годы с 2013 г. на федеральном уровне проводится мониторинг информационной открытости образовательных организаций из различных регионов, в том числе из Тульской области.

В целом по итогам мониторинга информационной открытости были сделаны следующие выводы:

  1. наиболее полно представлена официальная информация, которая редко обновляется, а значит, не требует особого внимания и усилий: местонахождение (адрес) ОУ, уставные документы, локальные акты школы, состав администрации и т.д.;
  2. достаточно полно представлены материалы, обязательность которых определена российским законодательством: образовательные программы, состав и квалификация педагогических кадров, отчеты о самообследовании, лицензия и свидетельство об аккредитации и др.
  3. правильной организации работы сайта порой мешает низкая коммуникационная культура или банальное отсутствие навыков работы с сайтом у тех, кто призван им заниматься;
  4. часто сайты школ неудобны тем, кому они адресованы: ученикам, родителям, выбирающим школу для своего ребенка. Даже в тех случаях, когда информации вроде бы много, действительно полезной — мало. Если информация на сайте есть, но ее не найти, это равнозначно ее отсутствию, а значит — информационной закрытости
  5. степень удовлетворения школьными сайтами интегрированного пользовательского запросав среднем составляет примерно 39%: из 81 элемента (информационные материалы и сервисы), которые пользователи хотели бы видеть на сайтах общеобразовательных учреждений, в среднем представлены лишь 32.

В целях стимулирования и поддержки общественной инициативы, направленной на совершенствование общественного характера управления школой, в рамках реализации регионального проекта «Открытый регион», муниципального проекта «Открытый муниципалитет» 16.01.2014 был издан приказ управления образования администрации города Тулы № 21-а «О реализации на муниципальном уровне проекта «Открытая школа»».

Открытость образования можно определить как способность улавливать и учитывать изменения внешней среды в целях собственного развития.

Одной из основных задач проекта является максимальная ориентация школьных сайтов на пользовательский запрос, на информационные и коммуникационные потребности и интересы самой массовой аудитории – родительской.

Согласно плану реализации проекта «Открытая школа» с января 2014 г. десять образовательных учреждений начали его реализацию в пилотном режиме, а  с сентября  2014 г. его внедрение началось во всех ОУ города.

Одним из направлений плана реализации проекта является проведение общественной экспертизы качества образования в ОУ.

Независимая оценка качества работы образовательных организаций – оценочная процедура, основными целями которой  являются:

  • повышение качества и доступности образовательных услуг для населения;
  • улучшение информированности потребителей о качестве работы образовательных организаций;
  • стимулирование повышения качества работы образовательных организаций.

Для реализации целей требуется решение ряда задач:

1) обеспечение открытости и доступности информации о деятельности образовательных организаций;

В настоящее время в ОУ города организовано приведение школьных сайтов в соответствие с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 785 от 29 мая 2014 г. «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления в нем информации». Не все образовательные учреждения с этой работой пока справились (не создан специальный раздел «Сведения об образовательной организации» или не все подразделы в наличии, или ссылки сделаны не ко  всем документам). 

2) создание условий для активного участия общественных организаций, профессиональных сообществ, граждан-потребителей образовательных услуг в оценке качества работы образовательных организаций;

Об информационной открытости официальных сайтов ОУ в направлении коммуникативности свидетельствует организация на сайте:

  • конфиденциального диалога (создание электронной приемной, наличие адреса электронной почты);
  • публичного диалога (создание консультационных разделов (вопрос-ответ));
  • публичного общения многих субъектов (полилога) (организация работы форума);
  • обратной связи (оснащенность разделов системой обратной связи (возможность оставить комментарии или оценить материалы);
  • организация интерактивных опросов (анкет).

Данные анализа информационной открытости официальных сайтов ОУ г.Тулы (на 16.10.2014г.) свидетельствуют о том, что только:

  • в 66 ОУ (88%) города открыты электронные приемные;
  • в 47 ОУ (63%) - организована электронная запись в школу
    (в 1 класс),
  • в 32 ОУ (43%) - работают Гостевые книги,
  • в 25 ОУ (33%) - работают Форумы,
  • на электронных ресурсах 21 ОУ (27%) проходят интерактивные опросы.

Сейчас многие из коммуникативных сервисов остаются пустыми или малоактивными, однако есть основания ожидать, что эти  возможности будут развиваться (в том числе за счет улучшения соответствующих компетенций специалистов) и притягивать внимание пользователей, постепенно включая их в режим реального участия в жизни школы.

3) проведение независимой оценки качества работы образовательных организаций с учетом мнения потребителей образовательных услуг;

Информация об общественных советах в наличии на сайтах только 20 школ и 1 УДОД в разном объеме и качестве (приказ, план работы, положения, состав совета и т.д.).

Размещение соцопросов, анкет и их результатов есть на сайтах образовательных организаций:

  • МБОУСОШ № 16
  • МБОУСОШ № 57
  • МКОУСОШ № 69.

4) управление качеством работы образовательных организаций с учетом результатов независимой оценки;

Применить полученную в результате независимой оценки качества работы информацию к деятельности образовательной организации смогли две школы, разместив на своих сайтах:

  • информацию о выполнении поручений данных по итогам заседаний Комиссии по организации независимой оценки качества – МБОУСОШ № 10
  • карту оценки доступности социальных услуг – МБОУСОШ № 56

5) информирование потребителей образовательных услуг о результатах независимой оценки, включая рейтинги образовательных организаций.

Размещение результатов независимой оценки качества работы образовательной организации представлено на сайте семи учреждений (на 07.11.2014):

  • МБОУГ № 1
  • МБОУСОШ № 10
  • МБОУСОШ № 14
  • МБОУСОШ № 40
  • МБОУСОШ № 56
  • МБОУСОШ № 57
  • МКОУСОШ № 69 

Реализация принципов информационной открытости образовательных организаций связана с общим развитием информационной культуры в России, распространением доступа к сети Интернет и использованием большей частью населения ресурсов сети в повседневной жизни.

Образование не может оставаться замкнутой системой, не учитывать происходящие вокруг нее изменения. «Открытость» является неотъемлемой характеристикой образования как социальной системы.