Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Сеть творческих учителейСеть творческих учителей

  

 

Учительский порталУчительский портал

2014-2015 учебный год

  1. Анализ диагностических контрольных работ по русскому языку и математике 
    в 9, 11 классах (презентация)
  2. Анализ стартовых контрольных работ по русскому языку и математики 
    в 9, 11 классах (презентация) 

Анализ стартовых контрольных работ по русскому языку и математике 

в 9-х, 11-х классах (октябрь 2014 г.) 

Во исполнение приказа управления образования администрации города Тулы от 19.08.2014 г. № 628 «Об организации и проведении мониторинга качества обученности учащихся 9, 11 классов общеобразовательных учреждений г. Тулы в 2014-2015 учебном году» с 23.09.2014 г. по 01.10.2014 г. в образовательных учреждениях, подведомственных управлению образования, проведены стартовые контрольные работы по математике и русскому языку. 

Цель проведения: 

  • проверка образовательного уровня учащихся по математике и русскому языку на начало учебного года;
  • обеспечение повышения результатов итоговой аттестации учащихся 9-х, 11-х классов по русскому языку и математике;
  • повышение мотивации учащихся при подготовке к государственной итоговой аттестации. 

Контрольные работы проведены в 67 образовательных организациях г. Тулы и в 22 образовательных организациях Ленинского района. 

Формы проведения стартовых контрольных работ по математике: 

  • традиционные контрольные работы по алгебре,
  • контрольные работы в форме ОГЭ,
  • контрольные работы и по алгебре с включением геометрических задач,
  • контрольные работы отдельно по алгебре, отдельно по геометрии. 

Формы проведения стартовых контрольных работ по русскому языку: 

  • контрольный диктант с грамматическим заданием,
  • контрольное изложение,
  • контрольное изложение с элементами сочинения,
  • контрольный тест (задания А и В),
  • сочинение-рассуждение,
  • комбинированная контрольная работа. 

 1. Анализ стартовых контрольных работ по математике 

1.1. Результаты стартовых контрольных работ по математике в 9-х классах 

В контрольной работе по математике в 9-х классах приняли участие 3290 учащихся, что составляет – 86,8% от общего числа.  

Таблица 1. 

Результаты выполнения стартовой контрольной работы по математике в 9-х классах 

 Класс

Кол-во учащихся по списку

Кол-во учащихся,
принимавших участие в контрольных работах

Кол-во 
учащихся, получивших

"5"

Кол-во 
учащихся, получивших "4"

Кол-во 
учащихся, получивших "3"

Кол-во 
учащихся, получивших "2"


обучен-ности


качества

9

3442

2984

309

765

1438

472

84,00

36,00

9

(Ленинский район)

349

306

30

66

119

91

70,00

31,00

Итого

3791

3290

339

831

1557

563

82,90

35,56

Диаграмма 1. Результаты выполнения стартовой контрольной работы по математике в 9-х классах. 

В соответствии с  результатами выполнения данной контрольной работы выстроен рейтинг успеваемости по уровню обученности по лицеям, гимназиям и школам г. Тулы (Приложение 1). Рейтинг школ Ленинского района представлен в Приложении 2.

Сравнительный анализ результатов выполнения данной контрольной работы и контрольной работы по математике, проводимой в октябре 2013 г. в рамках регионального мониторинга качества обученности (Приказ министерства образования Тульской области от 20.08.2013 №674 «Об организации и проведении мониторинга качества обученности обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений Тульской области в 2013-2014 учебном году») показал, что качество обученности по математике у учащихся 9-х классов образовательных организаций г. Тулы снизилось на 9,4%, уровень обученности снизился на 9,6%. 

Таблица 2. 

Сравнительный анализ выполнения стартовой контрольной работы по математике в 9-х классах
в 2013 г. и в 2014 г. 
 

Учебный год

Количество
учащихся 

по списку
в ОО г. Тулы

Количество учащихся, принимавших участие в контрольных работах

%
обученности

%
качества

2013-2014 уч.г.

3493

3477

93,6

45,4

2014-2015 уч.г.

3442

2984

84,00

36,00 

Диаграмма 2. Уровень обученности                                          Диаграмма 3. Качество обученности 

1.2. Анализ типичных ошибок 

Наиболее успешно девятиклассники выполнили задания на тождественные преобразования арифметических выражений, решение квадратных уравнений и неравенств. Среди геометрических заданий - на прямое применение свойств треугольников и четырехугольников. Задания с практическим контекстом учащиеся выполнили также достаточно успешно. Наибольшие трудности традиционно вызывали решение текстовых задач, решение задач с параметром, задач на доказательство. 

Таблица 3. 

Ошибки, допущенные в  стартовой контрольной работе по математике в 9-х классах 

Требования (умения), проверяемые заданиями 
стартовой контрольной работы

Количество учащихся, допустивших
ошибки (чел.)

Процент учащихся, допустивших ошибки; 
(%) от числа писавших

1. Вычисление и преобразование
арифметических выражений

686

23%

2. Преобразование алгебраических выражений

1462

49%

3. Решение уравнений, неравенств и их систем

883

34%

4. Задания на построение и чтение графиков функций

558

39%

5. Геометрические задачи, действия
с геометрическими фигурами, координатами и векторами

302

28%

6. Задачи на статистику и теорию вероятностей

4

5%

7. Решение практических расчётных задач, задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами и т.д. (Реальная математика)

230

16%

 1. Задания на вычисления и преобразование арифметических выражений выбрали все ОУ, принимавшие участие в мониторинговых исследованиях. Выполнение заданий этой группы предполагалоумение выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами, сравнивать действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; переходить от одной формы записи чисел к др. 

При выполнении заданий на вычисление и преобразование арифметических выражений допустили ошибки - 686 учащихся, что составляет - 23%. 

 2. Преобразование алгебраических выражений ( 100% ОУ) содержит умения составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач, находить значения буквенных выражений, выполнять основные действия с многочленами и алгебраическими дробями, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений, выражений, содержащих квадратные корни. 

При выполнении заданий на преобразование алгебраических выражений допустили ошибки - 1462 учащихся, что составляет - 49 %. 

3. Задания на решение уравнений, неравенств и их систем включили в стартовые контрольные работы 87% ОУ. При выполнении заданий на эту тему учащиеся должны уметь решать линейные, квадратные и рациональные уравнения; сводящиеся к ним системы двух уравнений; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств; решать текстовые задачи, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи. 

При выполнении заданий на решение уравнений, неравенств и их систем допустили ошибки - 883 учащихся, что составляет - 34 %. 

4. 48% ОУ включили в контрольные работы задания на построение и чтение графиков функций. При выполнении заданий данной группы проверялось умение определять координаты точки плоскости, строить графики и точки с заданными координатами; определять значение функции по значению аргумента, определять свойства функции по её графику (промежутки возрастания, убывания, наибольшее и наименьшее значения). При выполнении заданий, содержащих функции, допустили ошибки - 558 учащихся, что составляет - 39 %. 

5 Геометрические задачи, действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами использовали при составлении стартовых контрольных работ 36% ОУ. 

При решении планиметрических задач на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей), при выполнении операций над векторами, вычислении длины и координат вектора, угла между векторами допустили ошибки – 302 учащихся, что составляет - 28%. 

 6 Задачи на статистику и теорию вероятностей включили в стартовые контрольные работы 3% ОУ города Тулы. Допустили ошибки на вычисление вероятностей – 4 учащихся, что составляет 5%. 

7. Решение практических расчётных задач, задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами и т.д. (Реальная математика) использовали в текстах контрольных работ всего 12% ОУ. 

Допустили ошибки -230 учащихся, что составляет -16%. 

1.3 Результаты стартовых контрольных работ по математике в 11-х классах 

В контрольной работе по математике в 11-х классах приняли участие 2224 учащихся, что составляет – 87,8% от общего числа. 

Таблица 4. 

Результаты выполнения стартовой контрольной работы по математике в 11-х классах 

Класс

Количество учащихся 
по списку

Количество учащихся, принимавших участие в контрольных работах

Количество 
учащихся, получивших "5"

Количество 
учащихся, получивших "4"

Количество 
учащихся, получивших "3"

Количество 
учащихся, получивших "2"

% обучен-ности

% качества

11

2351

2061

293

728

842

198

90,00

50,00

11

(Ленинский район)

182

163

25

50

64

24

85,00

46,00

Итого

2533

2224

318

778

906

222

90,00

48,28

 В соответствии с  результатами выполнения данной контрольной работы выстроен рейтинг успеваемости по уровню обученности по лицеям, гимназиям и школам г. Тулы (Приложение 3). Рейтинг школ Ленинского района представлен в Приложении 4.

При сравнении результатов данной контрольной работы по математике и контрольной работы, проводимой в октябре 2013 г. видно, что качество обученности у учащихся 11-х классов образовательных организаций г.Тулы повысилось на 3,6%, а уровень обученности снизился на 1,9%. 

 Таблица 5. 

Результаты выполнения стартовой контрольной работы по математике в 11-х классах в 2013г. и в 2014 г. 

Учебный год

Количество учащихся 
по списку

Количество учащихся, принимавших участие 
в контрольных работах

% обученности

% качества

2013-2014 уч.г.

2739

2645

91,9

46,4

2014-2015 уч.г.

2351

2061

90,00

50,00

 1.4. Анализ типичных ошибок 

Наиболее успешно одиннадцатиклассники выполнили задания, содержащие диаграммы и графики, рациональные уравнения, а также успешно справились с решением планиметрических задач. 

 Таблица 6. 

Ошибки, допущенные в  стартовой контрольной работе по математике в 11-х классах 

№ п/п

Требования (умения), проверяемые заданиями стартовой контрольной работы

Количество учащихся, допустивших ошибки (чел.)

Процент учащихся, допустивших ошибки (%)

1

Умение выполнять вычисления и преобразования

865

42

2

Умение решать уравнения и неравенства

598

29

3

Умение выполнять действия с функциями

701

34

4

Умение выполнять действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами

433

21

5

Умение строить и исследовать простейшие математические модели

206

10

6

Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

330

16

1. Задания на вычисления и преобразования предполагалиумения выполнять арифметические действия, находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма. А также умения вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования; проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции. 

При выполнении заданий на вычисление и преобразование арифметических выражений допустили ошибки - 865 учащихся, что составляет - 42%. 

 2. Задания на решение уравнений и неравенств предполагали умения решать рациональные, иррациональные, показательные, тригонометрические и логарифмические уравнения и неравенства, их системы, используя свойства функций их графиков; использование для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод. 

При выполнении заданий на решение уравнений и неравенств и их систем допустили ошибки - 598 учащихся, что составляет - 29 %. 

3. Задания на выполнение действий с функциями включили в стартовые контрольные работы большинство ОУ. При выполнении заданий на эту тему учащиеся должны уметь определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; описывать по графику поведение и свойства функции, находить наибольшее и наименьшее значения; строить графики изученных функций, вычислять производные и первообразные элементарных функций, исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшее и наименьшее значения функции. 

При выполнении заданий на действие с функциями допустили ошибки - 701 учащийся, что составляет - 34 %. 

4. Задания на действия с геометрическими фигурами, координатами и векторами включили в стартовые контрольные работы только 36% ОУ. 

При выполнении заданий данной группы проверялось умение решать планиметрические задачи на нахождение геометрических величин и простейшие стереометрические задачи, а также умение определять координаты точки; проводить операции над векторами. 

При выполнении заданий с геометрическими фигурами допустили ошибки - 433 учащихся, что составляет - 21%. 

5. Задачи на построение и исследование простейших математических моделей использовали при составлении стартовых контрольных работ 13% ОУ. 

При выполнении этих заданий проверялось умение моделировать реальные ситуации на языке алгебры и геометрии, составлять уравнения и неравенства по условию задачи; исследовать построенные модели; а также умение моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий. 

При выполнении заданий с математическими моделями допустили ошибки – 206 учащихся, что составляет - 10%. 

 6. Задачи на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни предполагали умения анализировать реальные числовые данные, информацию статистического характера; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой; умение решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера, на наибольшие и наименьшие значения, на нахождение скорости и ускорения. 

Подобные задания включили в стартовые контрольные работы треть ОУ города Тулы. 

Ошибки в решении заданий допустили – 330 учащихся, что составляет 16%. 

2. Анализ стартовых контрольных работ по русскому языку 

2.1. Результаты стартовых контрольных работ по русскому языку в 9-х классах 

Контрольную работу по русскому языку выполняло 3270 девятиклассников, что составило 86,3% от общего числа учащихся 9-х классов. 

Таблица 7. 

Результаты выполнения стартовой контрольной работы по русскому языку в 9-х классах 

Класс

Количество 
учащихся, 
по списку

Количество 
учащихся, 
принимавших участие в контрольных работах

Количество 
учащихся, 
получивших
"5"

Количество 
учащихся, 
получивших "4"

Количество 
учащихся, получивших "3"

Количество 
учащихся, получивших "2"


обученности


качества

9

3442

2955

422

1091

1153

289

90,00

51,00

9

(Ленинский район)

349

315

20

99

122

74

77,00

38,00

Итого

3791

3270

442

1190

1275

363

83,50

44,50

  

В соответствии с результатами выполнения данной контрольной работы выстроен рейтинг успеваемости по уровню обученности по лицеям, гимназиям и школам г. Тулы (Приложение 5). Рейтинг школ Ленинского района представлен в Приложении 6

Сравнительный анализ результатов выполнения стартовых контрольных работ по русскому языку в 2014 г. и в 2013 г. показал, что качество обученности учащихся 9-х классов образовательных организаций г. Тулы снизилось на 1%, уровень обученности снизился на 5,4%. 

Таблица 8. 

Результаты выполнения стартовых контрольных работ по русскому языку в 9-х классах в 2013г. и в 2014 г. 

Учебный год

Количество учащихся по списку

Количество учащихся, принимавших участие
в контрольных работах


обученности


качества

2013-2014 уч.г.

3493

3477

95,4

51,6

2014-2015 уч.г.

3442

2955

90,00

51,00

2.2. Анализ типичных ошибок по русскому языку в 9-х классах

В таблице представлен анализ ошибок, допущенных учащимися 9-х классов в соответствии с разделами программы по русскому языку.  

Таблица 9. 

Ошибки, допущенные в  стартовой контрольной работе по русскому языку в 9-х классах 

№ п\п

Разделы программы

Количество учащихся, допустивших ошибки (%)

 1

Фонетика

6,4 %

 2

Лексика и фразеология

9,4%

 3

Морфемика и словообразование

7,7%

 4

Грамматика. Морфология

4,1%

 5

Грамматика. Синтаксис

53,2%

 6

Орфография

57,2%

 7

Пунктуация

53,3%

 8

Речь

14,8%

 9

Языковые нормы

0,2%

 10

Выразительность русской речи

7,2%

Наибольшее количество ошибок было допущено в разделе «Орфография» (57,2%), а именно - правописание корней (28%); приставок (23%), правописание суффиксов различных частей речи (19%); правописание личных окончаний глаголов (9%); правописание НЕ и НИ (8%), правописание -Н- и -НН- в различных частях речи (6%); слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи (6%). 

Больше половины учащихся допустили пунктуационные ошибки (53,3%), такие как, знаки препинания при обособленных определениях и обособленных обстоятельствах (47%), вводные слова и знаки препинания при них(16%), знаки препинания в простом осложненном предложении (8%). 

53,2% девятиклассников допустили ошибки в разделе «Грамматика. Синтаксис». Затруднение вызвало нахождение грамматической основы предложения (44%), определение видов связи слов в словосочетании (12%), сложное предложение (9%). 

22% девятиклассников допустили ошибки в разделах «Речь» и «Выразительность русской речи». Данные ошибки связанны с построением, сокращением и пониманием текста, с неумением в тексте выделять микротемы. Наибольшую трудность вызвали задания на определение и применение в тексте средств художественной выразительности речи (36%). 

3. Общие рекомендации 

Провести анализ типичных ошибок, выявленных при выполнении стартовых контрольных работ, разработать диагностическую карту и систему работы по корректировке знаний школьников. 

1.   Обратить внимание на формирование в ходе обучения основ знаний, не форсировать продвижение вперед, пропуская или сворачивая этап введения новых понятий и методов. Важно для обеспечения понимания привлекать наглядные средства, например: координатную прямую при решении неравенств и систем неравенств, график квадратичной функции при решении квадратных неравенств, графики при объяснении смысла понятий уравнения с двумя переменными, решения системы уравнений с двумя переменными. 

2.     Важно постоянно обучать приемам самоконтроля. Например, при разложении многочлена на множители полезно приучить учащихся для проверки выполнить обратную операцию; при построении графика функции – проконтролировать себя, опираясь на известные свойства графика. Иными словами, подготовка к экзамену осуществляется не в ходе массированного решения вариантов – аналогов экзаменационных работ, а в ходе всего учебного процесса и состоит в формировании у школьников некоторых общих учебных действий, способствующих более эффективному усвоению изучаемых вопросов. 

3.      На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить дифференцированный характер. 

 Не надо навязывать «слабому» школьнику необходимость решения задач повышенного и тем более высокого уровня, лучше дать ему возможность проработать базовые знания и умения. Также не надо без необходимости задерживать «сильного» ученика на решении заданий базового уровня. Учителю следует ставить перед каждым учащимся ту цель, которую он может реализовать в соответствии с уровнем его подготовки, при этом возможно опираться на самооценку и устремления каждого учащегося.