Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Сеть творческих учителейСеть творческих учителей

  

 

Учительский порталУчительский портал

Характеристика проблемы и обоснование ее решения. Состояние организации работы c одаренными детьми

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения методом Проекта 

В современном мире постоянно осуществляется процесс совершенствования системы образования, процесс поиска и внедрения наилучших форм, средств и методов обучения, адекватных перспективным потребностям общества. Проблемы развития образования являются доминирующими и в государственной политике. В течение ряда лет осуществлялся Приоритетный национальный проект «Образование», направленный на поддержание инновационной деятельности в системе образования. Сегодня реализуется Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», в рамках которой определены стратегические принципы развития общества в целом и образования в частности. В тексте этого проекта особое внимание уделяется проблеме развития поддержки талантливых детей.

В настоящее время у российской школы и учреждений дополнительного образования детей возникла настоятельная необходимость в построении иной функциональной модели своей деятельности. Предназначение общеобразовательных организаций состоит в том, чтобы школьники смогли овладеть системой научных знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем продолжить свое образование, овладеть профессией, самоопределиться в жизни, иметь успешную социализацию и адаптацию в обществе. Однако реализовать это школа сможет лишь в условиях взаимодействия, интеграции общего и дополнительного образования. Педагогический процесс в данных условиях будет представлять собой единство обучения, воспитания и развития. Дополнительное образование выступает важнейшим ресурсом более эффективной организации общего образования, расширяя и дополняя его, способствует формированию необходимых компетентностей, знаний и умений школьников в соответствии с их интересами и потребностями. Ключевая  социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.

С 2011 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, в котором акцентируется работа с одарёнными детьми в школе. И одним из направлений реализации национальной образовательной инициативы является система поддержки талантливых детей. В ФГОС прописан социальный заказ общества, ориентированный на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Это находит отражение в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

В городе Туле на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей, сложились традиции стимулирования и социальной поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.

Проблемно-ориентированный анализ современного состояния работы с одаренными детьми позволил выявить три ключевых противоречия проблемы в построении системы выявления и поддержки одаренных детей и их наставников:

  1. Противоречие между растущими потребностями города в одаренных, талантливых, инициативных личностях и недостаточно развитой  системой поиска, сопровождения и поддержки одаренных детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Противоречие между потребностью в научных исследованиях, методическом поиске в области педагогики и психологии по развитию одаренности детей и отсутствием системы проведения исследований.
  3. Противоречие между недостаточным уровнем профессиональных компетенций педагогов и профессиональной задачей организации работы с данной категорией детей.
  4. Противоречие между сформировавшимся в педагогическом сообществе опытом в данной сфере и имеющейся мощностью каналов трансляции инноваций.
  5. Противоречие между желанием родителей развить таланты ребенка и родительскими компетенциями в данной сфере. 

Основные проблемы, препятствующие успешному развитию одаренных и талантливых детей:

  • существующая система обучения в массовых школах не в полной мере обеспечивает индивидуальное развитие детей с повышенным интеллектуальным творческим потенциалом;
  • работа по выявлению и сопровождению талантливого ребенка требует специальной подготовки учителя, системного повышения его квалификации и предоставления возможности получения методической и научной поддержки;
  • отсутствие системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • недостаточный уровень обеспеченности информационными ресурсами образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования города ограничивает полноценную работу одаренных и талантливых детей с различными источниками информации;
  • недостаточность соответствующей материально-технической базы сдерживает развитие одаренного ребенка;
  • отсутствие системы социально–экономической поддержки талантливых детей из малообеспеченных семей и детей с ограниченными возможностями;
  • отсутствие тесного взаимодействия между школами и учреждениями дополнительного образования;
  • в условиях города наиболее актуальна проблема повышения социального статуса творческой личности, воспитания талантливого ребенка как гражданина и патриота города, ответственного за его судьбу;
  • при четкой периодичности проведения отдельных мероприятий по выявлению и поддержке одаренных детей в городе не существует системы долговременной комплексной работы по их выявлению, учету, мониторингу развития и квалифицированному педагогическому сопровождению;
  • разрозненность проведения мероприятий по выявлению наиболее способных и одаренных школьников без создания условий их дальнейшего сопровождения, как на уровне школы, так и на уровнях района и города не обеспечивает сохранение и развитие одаренности, широкого общественного признания и успешной социализации в научной, творческой и высокотехнологичной взрослой среде;
  • отсутствие стимулирующего фонда для педагогов, реализующих инновационные образовательные методики и добившихся особых успехов в подготовке школьников к предметным олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям;
  • отсутствие механизмов взаимодействия с бизнес-структурами. 

Таким образом, работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности образовательных организаций и организаций дополнительного образования. Муниципальный Проект «Одаренные дети» предусматривает решение обозначенных проблем через создание в городе системы, обеспечивающей объединение усилий различных социальных институтов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, развитию образовательных услуг, удовлетворяющих интересы и потребности детей с выдающимися способностями.  

Выявление одаренных детей должно начинаться уже со старшего дошкольного возраста на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательных организаций.  

Одаренные дети:  

  • имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда, творчества.   

Условно можно выделить три категории одаренных детей:  

  1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности  в определенной области науки (подростковый образ).
  3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).   

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:  

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. 

 

2. Состояние организации работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей

2.1. Формы поиска, выявления и развития талантов и способностей учащихся

Выявление и развитие способностей детей в образовательных организациях города давно является приоритетным направлением.

В городе существует система организации научно-исследовательской работы одаренных детей и талантливой молодежи во внеучебное время: в  образовательных организациях созданы и успешно действуют научные общества учащихся, в 29 школах открыты дискуссионные клубы. Работает городской дискуссионный клуб.

Расширяются формы развития интеллектуально активной, социально-творческой личности школьника: КВН-движение, школьная студия «Классное телевидение», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы».

Для развития научно-исследовательских навыков школьников и активизации интереса к научным исследованиям традиционно проводятся научные чтения «Шаг в науку» для старшеклассников и учащихся начальной школы.

В образовательном пространстве города активно идет развитие музейного движения. Включение учащихся в поисковую деятельность дает возможность формировать разносторонне развитую личность.

Свои лидерские способности школьники могут проявить и развить, участвуя в общественной деятельности, в том числе работая в городской школьной Думе.

Учащиеся и воспитанники образовательных организаций города принимают участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных, международных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разной направленности. 

С 2009 года сформированы и постоянно пополняются банки данных «Одаренные дети» и «Участие учащихся образовательных учреждений города Тулы в конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях разного уровня». Таким образом, решается задача поиска талантливых детей, выявления их достижений. 

Банк данных «Участие учащихся образовательных учреждений города Тулы в конкурсах, соревнованиях, выставках, фестивалях разного уровня» содержит информацию о мероприятиях разного уровня, в которых приняли участие и заняли призовые места учащиеся общеобразовательных учреждений города Тулы.

Банк данных «Одаренные дети» содержит информацию об учащихся-победителях и призерах конкурсов, олимпиад, соревнований разного уровня, их наставниках.

Участие тульских школьников в конкурсах, соревнованиях, фестивалях и выставках разного уровня, за 3 года

 

2012/2013

 учебный год

2013/2014

 учебный год

2014/2015

 учебный год

Всего

Коли­чество кон-
курсов

Коли­чество участ­ников

Коли­чество при­зовых мест

Коли­чество кон-
курсов

Коли­чество участ­ников

Коли­чество при­зовых мест

Коли­чество кон-
курсов

Коли­чество участ­ников

Коли­чество при­зовых мест

Коли­чество кон-
курсов

Коли­чество участ­ников

Коли­чество при­зовых мест

Муниципальный уровень

340

16703

900

354

10744

674

508

17528

1367

1202

44975

2941

Областной уровень

247

6409

655

226

2958

336

399

6774

733

872

16141

1724

Всероссийский уровень

345

6946

371

285

14134

252

780

25481

742

1410

46561

1365

Международный уровень

89

15040

119

111

2230

149

262

8762

531

462

26032

799

Всего

1021

45098

2045

976

30066

1411

1949

58545

3373

3946

133709

6829

 Достижения учащихся образовательных учреждений города Тулы, за 3 года
(по данным банка «Одаренные дети») 

Уровень

2012-2013
учебный год

2013-2014
учебный год

2014-2015
учебный год

Всего

Муниципальный

1984

1747

2258

5989

Региональный

756

585

723

2064

Всероссийский

510

550

1060

2120

Международный

104

149

530

783

Итого по конкурсам

3354

3031

4571

10956

Участие в олимпиадном движении – это возможность для каждого ребенка проявить свои способности, доказать себе и окружающим, что он может самостоятельно ставить и достигать поставленных целей. 

Распределение призовых мест, занятых учащимися образовательных учреждений города Тулы на различных этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников за 3 года 

Уровень

2012-2013 учебный год

2013-2014 учебный год

2014-2015 учебный год

Всего

Муниципальный

1008

943

1109

3060

Региональный

213

238

266

717

Всероссийский

10

9

12

31

Всего

1231

1190

1387

3808

Кроме Всероссийской олимпиады школьников, учащиеся общеобразовательных организаций города принимают участие в олимпиадах различной направленности. В течение учебного года, как правило, проводится до 40 олимпиад различного уровня. 

Участие учащихся общеобразовательных организаций г. Тулы в игровых конкурсах 


п/п

Наименование конкурса

Количество ОУ, принявших участие
в конкурсе

Количество участников конкурса

Количество победителей и призеров
(регион./всерос)

2012/
2013

2013/
2014

2014/
2015

2012/
2013

2013/
2014

2014/
2015

2012/ 2013

2013/
2014

2014/
2015

 1.

«Леонардо»

10

11

9

159

195

212

19

-

23

 2.

«Русский медвежонок»

56

51

54

6868

6052

5835

129/4

66/31

31/18

 3. 

«Гелиантус»

9

9

12

180

141

410

6

16

97

 4.

«КИТ»

17

14

17

310

353

522

54

38/2

10

 5.

«ЗИИ»

12

8

11

255

133

251

25

-

33/21

 6.

«British Bulldog»

39

49

52

2127

2234

2657

14/7

-

18/12

 7.

Пегас (конкурс по литературе)

-

11

21

-

413

563

-

-

33/9

 8.

Профильный конкурс по основам психологии

3

8

7

27

86

68

4

-

11

 9.

«Золотое Руно»

5

15

15

106

354

242

-/18

-

25/20

10.  

«Политоринг»

20

18

18

1765

1765

1528

 

 

 

11.  

«ЧИП»

37

31

44

1903

1595

2284

-

-

35/15

Итого

208

255

260

13700

13321

14572

251/29

120/33

306/95

Стимулирование деятельности талантливых детей и их поддержка осуществляется через проведение таких мероприятий, как городской Бал медалистов, учреждение именных стипендий администрацией города Тулы, спонсорами, присвоение звания «Юное дарование города-героя Тулы».

Развитию творческих способностей детей способствует дополнительное образование. Организации дополнительного образования детей реализует следующие направления деятельности: 

 

научно-техни-ческое

естест-венно-научное

физкуль-турно-спор-тивное

военно-патриоти-ческое

туристско-краевед-ческое

художест-венно-эстети-ческое

социально-педагоги-ческое

МБО ДО «ДД(Ю)Т»

+

+

+

 

+

+

+

МКО ДО «СЮТ»

+

 

 

 

 

+

 

МБО ДО «ЦДОДД «Турист»

 

+

+

 

+

 

 

МКО ДО
«ЦДЮ «Патриот»

 

 

+

+

+

 

 

МБО ДО «ЦВР»

+

+

+

 

+

+

+

МБО ДО
«ДДТ»

+

 

+

 

 

+

+

МБО ДО
«ЦДТ»

+

+

+

 

+

+

+

МБО ДО «ДЮЦ»

 

 

+

 

+

+

+

Совместная работа школы и организаций дополнительного образования способствует формированию системы выявления, поддержки и развития одаренных детей во всех сферах деятельности: интеллектуальной, учебной, художественной (изобразительное, прикладное искусство, музыка), двигательной (любительский спорт), в творчестве, общении и лидерстве.

По каждому направлению сложилась система мероприятий. Результат её реализации – победы детей на муниципальном, региональном и успехи на федеральном уровне. 

В целях создания гарантий социальной защиты одаренных детей и молодежи, поощрения выдающихся способностей и творческого труда молодых туляков существует и другой вид поддержки – именные стипендии. Стипендии различных уровней (стипендия губернатора, стипендия главы города) существуют в системе образования уже более 10 лет.

С 2009 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» были учреждены муниципальный грант для поощрения талантливой молодежи и вручение  почетного знака «Юное дарование города-героя Тулы». Каждый год почетным знаком награждается 21 человек, из них 7 человек номинированы от муниципальной системы образования.

В рамках проекта «Одаренные дети» администрацией города ежегодно проводится городской Бал медалистов. В 2013 году были награждены 315 медалиста: золотой медалью – 187 выпускников, серебряной медалью – 128 выпускников. В 2014 году вручены 300 медалей «За особые успехи в учении»: 185 золотых и  115 серебряных медалей выпускникам города Тулы. Еще 18 медалей: 10 золотых и 8 серебряных – получили выпускники общеобразовательных учреждений Ленинского района. В 2015 году 297 учащимся вручены медали «За особые успехи в учении». 

2.2. Состояние кадрового обеспечения системы обучения, воспитания и развития
одаренных детей
 

Обладая не в полной мере специальными знаниями в области детской одаренности, педагоги в своей практической деятельности не всегда имеют возможность распознать способности своих исключительно одаренных учеников, не умеют стимулировать их развитие. Отношение педагогов к одаренным детям зачастую варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Недостаточный уровень квалификации педагогов в большинстве случаев сдерживает развитие одаренного ребенка, вызывает внутри- и межличностные конфликты, что может спровоцировать «затухание таланта».

В современных условиях для обучения одаренных и талантливых детей необходимы учителя нового поколения: учителя, владеющие информационными технологиями, учителя-тьюторы, учителя-технологи.

Необходимо отметить, что в учреждениях профессионального педагогического образования не ведется целенаправленная подготовка учителей, школьных психологов для работы с одаренными детьми, отсутствует базовая теоретическая подготовка специалистов по педагогике детской одаренности, не обеспечивается профессиональное образование учителей-тьюторов, учителей-технологов.

Вместе с тем, практика показывает, там, где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект часто распространяется и на весь учительский коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования.

Таким образом, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов для формирования современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности ребенка. В настоящее время возникла объективная необходимость пополнения системы образования города педагогическими кадрами, владеющими современными технологиями обучения. 

2.3. Психологическое сопровождение одаренных детей 

 На сегодняшний день в городе созданы и активно работают психологические службы:

  • МБОУ ЦПМСС «Преображение»;
  • МБОУ ЦПМСС «Валеоцентр»;
  • Центр содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников «Контакт»;
  • Центр содействия укреплению здоровья обучающихся воспитанников «Вита».

Деятельность педагогов-психологов включает в себя не только психологическое сопровождение обучающихся в ОУ, но и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих одаренных и талантливых детей.

Таким образом, созданы условия, обеспечивающие индивидуальное психологическое сопровождение одаренных детей в образовательной организации и в целом по городу. 

Для развития творческих, интеллектуальных и физических возможностей обучающихся в школе предусмотрен спектр образовательных услуг по дополнительному образованию детей. Однако требуется обновление их содержания в условиях интеграции общего и дополнительного образования, разработка программного, учебно и научно-методического обеспечения с учетом ФГОС.

В целях своевременной идентификации одаренности необходимо создать систему выявления и отбора одаренных детей, основанную на использовании всевозможных источников информации и квалифицированной психолого-педагогической диагностике. 

Однако при всех высоких результатах, достигнутых за прошедший период, существует ряд проблем, требующих решения, чтобы выйти на более высокий уровень работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей:

  • совершенствование учебно-материальной базы;
  • обеспечение сетевого взаимодействия общеобразовательной организации с учреждениями дополнительного образования;
  • обеспечение участия детей в мероприятиях различного уровня и различных сфер деятельности и стимулирование одаренных детей;
  • повышение профессионального мастерства педагогов-наставников одаренных детей и стимулирование их работы.

Поэтому, в целях сохранения и совершенствования системы работы по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей и преумножения интеллектуального потенциала, необходимо решать проблему программными методами в рамках Проекта «Одаренные дети».