Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Сеть творческих учителейСеть творческих учителей

  

 

Учительский порталУчительский портал

 

Муниципальный уровень

Технологическая карта урока (пример)

ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования рассматривает результаты обучения с позиции системно-деятельностного подхода. Качество труда учителя должно определять качество образовательных результатов школьников.

  1. Кретинина Елена Константиновна, учитель начальных классов МКОУ «Приупская СОШ», Почетный работник народного образования, победитель муниципального (2008 г.), лауреат регионального (2010 г.) этапов конкурса профессионального мастерства «Учитель года России». Конспект урока по математике в 3 классе «Трехзначные числа». 
    Урок сопровождается презентацией. Скачать презентацию.
    Конспект адресован учителям начальных классов. Урок соответствует требованиям ФГОС: четко определены этапы урока, деятельность нацелена на формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
    В ходе урока демонстрируется деятельность по формированию у учащихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, строить логические цепи рассуждений, умения общаться, сотрудничать, договариваться друг с другом, осуществлять самооценку результатов учебной деятельности.

  2. В рамках Всероссийского форума «Школа будущего: единое образовательное пространство и инновации» 30 марта 2016 года на базе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» был проведен региональный научно-методический семинар «Организация образовательного процесса в начальной школе с учетом требований нового стандарта».
    Целью этого мероприятия являлось теоретическое обоснование новых подходов к организации образовательного пространства центров образования, обобщение и распространение педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных организациях Тульской области, обмен опытом. Участниками семинара были руководители и заместители руководителей образовательных организаций начального и среднего общего образования, учителя начальных классов, преподаватели вуза, аспиранты, магистранты, студенты, будущие учителя начальных классов.
    На секции «Организация образовательного процесса в начальной школе в современных условиях» выступили заместители директоров по учебно-воспитательной работе МБОУ ЦО №27, 9, 24, 2, 17,25: Фатеева Валентина Васильевна, Новикова Елена Викторовна, Кузнецова Инна Евгеньевна, Семина Елена Юрьевна, Почукаева Вера Алексеевна, Галкина Надежда Алексеевна, Орлова Наталья Александровна, учителя начальных классов МБОУ ЦО № 6, 7: Холина Анастасия Сергеевна и Никитина Наталия Николаевна. Предложенный материал выступлений педагогов рекомендуется для использования в работе учителям начальных классов.

  3. Садовец Наталья Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №46» г. Тулы. Конспект урока по окружающему миру «Растения в домашней аптечке».
    Урок сопровождается презентацией. Скачать презентацию.
    Предоставленный конспект урока соответствует требованиям ФГОС.
    В конспекте прослеживаются этапы построения урока «открытия нового знания». Учитель планирует деятельность по формированию у учащихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать свои мнения, строить логические цепи рассуждений, умения общаться, сотрудничать, договариваться друг с другом, отрабатывать алгоритм самооценки.
    Педагог создает условия для формирования универсальных учебных действий (УУД), достижения личностных и предметных результатов.
    Урок ориентируется на совместную деятельность учащихся и учителя, организацию парной, групповой и индивидуальной работы.
    Конспект данного урока рекомендуется для использования учителям начальных классов.  

  4. Киселева Ирина Александровна, учитель начальных классов МБОУ "ЦО № 6" г. Тулы. Технологическая карта урока открытия новых знаний по математике во 2 классе по теме «Длина ломаной. Периметр». Презентация к уроку. Материал соответствует требованиям ФГОС: четко определены этапы урока, выявлены причины затруднения, построен проект выхода из него, деятельность нацелена на формирование УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
    Учитель правильно организует деятельность учащихся на каждом этапе, используя формы коллективной и индивидуальной работы.
    Технологическая карта данного урока рекомендуется для использования учителям начальной школы.

  5. Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по УМК «Школа XXI века». Белозёрова Светлана Юрьевна,  учитель начальных классов МБОУ «ЦО № 10». Презентация к уроку.
    Карта соответствует требованиям ФГОС. Для реализации личностных, метапредметных и предметных результатов используются технология деятельностного метода, ИКТ, работа в парах, проблемные ситуации, а также здоровьесберегающие технологии.
    Содержание урока научное, соответствует возрастным нормам и требованиям программы. Учитель использует заявление героя, как пример из жизненной практики, когда возникает необходимость составить документ. Для побуждения к действию детей, самостоятельному исследованию нового материала, помогает мотивирующий прием “яркого пятна” – инсценировка помощи домовёнку Кузе, что стимулирует познавательную активность ребят.
    Актуализация знаний представлена в виде блиц-опроса, используются репродуктивные методы (прочитай, перескажи, повтори, вспомни). Вся актуализация знаний носит поисковый характер – дети сами выводят правило, алгоритм действий. Объем и характер самостоятельной работы соответствует возрастным нормам, большинство знаний детям приходится добывать самим. На данном уроке учитель старается сочетать разные виды работ: индивидуальную, фронтальную и работу в парах, что способствует как развитию индивидуальности, так и коллективности.
    В карте уроке прослеживается наращивание заданий по уровню сложности, чтобы каждый ребенок смог повысить свои возможности, преодолеть затруднения, увидеть свое «продвижение» в освоении нового материала, повторении старого.
    Домашнее задание имеет оптимальный объем, предоставлено право выбора.
    Технологическая карта данного урока рекомендуется для использования учителям начальных классов.

  6. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» (презентация к уроку).
    Составитель конспекта – учитель начальных классов МБОУ «Центр образования № 6» Ефремова Наталья Михайловна.
    В конспекте прослеживаются этапы построения урока «открытия нового знания»: мотивация к учебной деятельности, актуализация, постановка проблемы, построение проекта выхода из затруднения, реализация построенного проекта, первичное закрепление во внешней речи, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия. Учитель планирует деятельность по формированию у учащихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, общаться, сотрудничать, договариваться друг с другом, аргументировать свои мнения, строить логические цепи рассуждений, отрабатывать алгоритм самооценки собственной деятельности.

  7. Конспект урока-проекта по окружающему миру учителя начальных классов МБОУ «ЦО №24» Трушиной Светланы Олеговны «Наши помощники – растения сада, поля, огорода» составлен с использованием метода проектов, соответствует требованиям ФГОС и будет интересен учителям начальных классов. Презентация к уроку.
    Суть метода проектов – стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим овладение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
    Метод проектов позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, предоставляющий возможность каждому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

  8. «Приемы формирования УУД учащихся при работе с интерактивной доской». Киселева И.А., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 66.  Презентация к материалу.
    Представленный материал особенно актуален в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и эмоции, воображение. Здесь как нельзя кстати приходятся яркость и занимательность слайдов, анимации. Использование интерактивной доски на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
    Данный материал рекомендуется для использования учителям начальных классов.

  9. Представляем материал «Проблемное обучение в начальной школе» Алиевой Елены Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ «Центр образования №21» (презентация к уроку), актуальный в начальной школе. Сущность проблемного обучения составляют организация учителем проблемных ситуаций в учебном процессе и управление познавательной деятельностью школьников по усвоению новых знаний путем решения учебных проблем, задач и вопросов. Поисковый путь в усвоении знаний, систематическое решение учебных проблем ­– характерный признак этого обучения. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.
    Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Данный материал рекомендуется для использования учителям начальных классов.

  10. Представляем материал из опыта работы Сергея Николаевича Булаева, учителя начальных классов МБОУСОШ №34 города Тулы, Проектная деятельность в начальной школе как средство формирования универсальных учебных действий, ориентированный на формирование умений учителя моделировать урок, используя современные образовательные технологии.
    Универсальные учебные действия человек может приобрести только в процессе деятельности: учитель – в процессе освоения новых стандартов, ученик – под руководством учителя, выполняя различные виды деятельности, направленные на получение планируемых результатов.
    Суть метода проектов – стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим овладение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
    Метод проектов позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, предоставляющий возможность каждому проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности. 
  11. Орлова Н.А., учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №1» города Тулы. Конспект урока русского языка во 2 классе (УМК «Школа 2100») по теме «Роль суффикса в слове. Определение суффикса»
    Представленный конспект урока по русскому языку соответствует требованиям ФГОС.
    Основная задача учителя на уроке – организация деятельности учащихся средствами развивающего учебно-методического комплекта «Школа 2100» – решена.
    На уроке четко выделяются этапы: самоопределение к деятельности, актуализация знаний, постановка учебной задачи, «открытие нового знания», первичное закрепление, самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, рефлексия деятельности.
    Педагог поддерживает самостоятельную работу обучающихся, создает условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) и достижения личностных и предметных результатов.
    Урок ориентирован на совместную деятельность учащихся и учителя, организацию парной, групповой и индивидуальной работы.
    Конспект данного урока рекомендуется для использования учителям начальных классов.

  12. Зюзина Н.В., учитель начальных классов МБОУ "Центр образования № 1" города Тулы. Конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству «Определение имени прилагательного. Разработка сюжетных композиций «Зимний пейзаж».
    Представленный конспект интегрированного урока по русскому языку и изобразительному искусству соответствует требованиям ФГОС.
    Педагог создает условия для формирования универсальных учебных действий, достижения личностных и предметных результатов.
    В конспекте прослеживаются этапы построения урока «открытия нового знания». Учитель планирует деятельность по формированию у учащихся умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументировать своё мнение, строить логические цепи рассуждений, умения общаться, сотрудничать, договариваться друг с другом, отрабатывать алгоритм самооценки.
    Урок ориентирован на совместную деятельность учащихся и учителя, организацию парной и индивидуальной работы.
    Конспект данного урока рекомендуется для использования учителям начальных классов. Презентация к уроку.

Внеурочная деятельность

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует по­нимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результа­тов освоения основной образовательной программы (письмо Минобрнауки РФ № 03-296 от 12 мая 2011 г.).

  1. С 16 марта по 20 апреля в МКУ «ЦОДСО г.Тулы» для педагогических работников образовательных организаций нашего города проводились семинарские занятия по организации внеурочной деятельности (далее – ВД), в которых приняли участие более двадцати педагогов.
    На этих занятиях, организованных специалистом отдела сопровождения дошкольного и общего образования Н.М. Шмелевым, слушателям семинара не только были даны необходимые теоретические материалы, но и проведены практические занятия в форме мастер-классов по основам планирования и проведения внеурочных занятий в соответствии с требованиями ФГОС.
    По итогам семинара все его участники выполнили практические задания: разработали рабочие программы и конспекты проведения внеурочных занятий по различным направлениям. Данные материалы продемонстрировали, что все педагоги действительно овладели технологией проектирования и проведения занятий по ВД, а также пополнили методическую копилку по организации внеурочной деятельности, материалы которой можно использовать для обучения других преподавателей, испытывающих затруднения в организации работы по данному направлению.
    Некоторые практические наработки участников семинара по ВД мы предлагаем вашему вниманию в качестве практических образцов организации внеурочной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами НОО.
    Материал № 1. Пояснительная записка.
    Вашему вниманию предлагается Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Юный эколог» для учащихся 3 классов, разработанная учителем биологии МБОУ «ЦО №35» г.Тулы Ахмедовой Еленой Александровной.Данная программа составлена в соответствии с рекомендациями ФГОС НОО и включает в себя примерную программу курса экологии для учащихся начальной школы, методические рекомендации по организации занятий и тематическое планирование.
    В разработанной Ахмедовой Е.А. программе «Юный эколог» умело сочетаются познавательная основа курса биологии с внеурочными видами деятельности (игровой, исследовательской, творческой). Программа формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым миром (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы через взаимодействие с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
    Данный материал будет полезен как учителям начальной ступени, так и преподавателям-предметникам основной школы.
    Материал № 2. Пояснительная записка.
    Вашему вниманию предлагается Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу эстетического направления «Волшебная кисточка», разработанная учителем изобразительного искусства МБОУ ЦО № 27 Птицыной Натальей Владимировной.
    Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основным уровням образовательной программы по изобразительной деятельности.
    Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно – творческой деятельностью.  Она   направлена на формирование духовной культуры обучающихся посредством художественно - творческой деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира. По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников, композиторов, артистов.
    Данная программа включает в себя все основные части: пояснительную записку, краткую характеристику ее особенностей, планируемые результаты освоения данного курса, тематическое планирование и перечень материально-технического обеспечения.
    Материалы этой программы помогут учителям начальной ступени и преподавателям ИЗО основной школы в составлении собственных курсов ВД по изобразительному искусству.

  2. Лосева Анна Валентиновна, учитель английского языка. Конспект внеурочного занятия во 2 классе.
    Занятие, проведенное в соответствии с представленным конспектом, соответствовало основным требованиям внеурочной деятельности:
    - создавало условия, необходимые для формирования иноязычной коммуникативной компетенции;
    - способствовало развитию способности у учащихся использовать иностранный язык как инструмент общения;
    -   формировало мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.
    Поставленные учителем задачи достигались с помощью игровых видов деятельности, умелого использования их на различных этапах занятия, доброжелательной атмосферы, созданной в детской группе, организации понятной детям ситуации празднования дня рождения, отбора необходимого лексического и дидактического материала.
    Все основные этапы занятия очень хорошо спланированы и отражены в технологической карте, составленной учителем. Данный конспект внеурочного занятия может служить образцом для преподавателей, которые осваивают технологию планирования и проведения внеурочных занятий по иностранному языку.

  3. Кочеткова Юлия Николаевна, учитель начальной школы МБОУ «ЦО №36» г. Тулы. Конспект внеурочного занятия в 3 классе на тему «Дорожные знаки. Их история и предназначение». Презентация к уроку.
    Целью занятия было научить детей пользоваться дорожными знаками, чтобы соблюдать правила безопасности на проезжей части дороги.  Занятие было спланировано и проведено в соответствии с основными требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности в НОО. Используя различные виды деятельности: игровую, познавательную, коммуникативную – учитель  решает поставленные воспитательные задачи. Дети в игровой увлекательной форме знакомятся не только с историей происхождения дорожных знаков, но и учатся правильно ориентироваться с их помощью на улице, чему в немалой степени способствует и сделанная учителем очень информативная презентация к занятию.
    Данный конспект может быть рекомендован для организации внеурочных занятий по ПДД в начальной школе.

  4. Пинина Л.А., учитель начальных классов МБОУ «ЦО №21». Конспект внеурочного занятия во 2 классе «Русские православные праздники. Покров Пресвятой Богородицы». Презентация к уроку. Данный материал представляет собой текст выступления на мастер-классе, в котором она делится своим опытом работы организации занятия по внеурочной деятельности. Учитель работает над формированием духовно-нравственных ценностей детей через приобщение их к православным праздникам, к духовным истокам русской культуры.
    Мероприятие способствует ознакомлению детей с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы, пробуждению интереса к истории Руси, обогащению знаний в области православной культуры, словарного запаса учащихся, воспитанию любви к матери, Родине, чувства патриотизма. На занятии используются разнообразные виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.
    В процессе совместной творческой деятельности учителя и детей происходит становление личности ребенка. Этот материал будет интересен учителям начальных классов. 

  5. Выступление и презентация заместителя директора по УВР МБОУ «ЦО № 25» Н.А. Орловой «Особенности механизма реализации внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» на заседании ГМО учителей начальных классов 22 января 2016 года могут послужить методическим пособием для руководителей образовательных организаций города Тулы, которые создают современную систему внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС.

    Программа организации внеурочной деятельности на начальном уровне образования в МБОУ «ЦО № 25» была создана при участии специалистов отдела сопровождения дошкольного и общего образования МКУ «ЦОДСО г. Тулы».

  6. Прасолова Н.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ №25. Открытое занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Сказочная математика».
    Конспект занятия Прасловой Натальи Викторовны в полной мере отвечает требованиям организации и проведения мероприятий по внеурочной деятельности в начальной школе. Одна из отличительных особенностей внеурочной деятельности, связанная с формированием универсальных учебных действий, находит свое отражение в структуре предлагаемого конспекта, где учитель прописывает планируемые метапредметные результаты  в соответствии с образовательной областью основной образовательной программы. Выбранная учителем форма занятия – игровая – соответствует возрастным особенностям данной группы учащихся, а используемые им групповые и ИКТ технологии способствуют вовлечению всех участников в активную познавательную деятельность.
    Данный конспект занятия по внеурочной деятельности может быть использован организаторами внеурочной деятельности в начальной школе. 

  7. Михайлова Е.С., учитель МБОУСОШ № 10 г. Тулы. Конспект внеурочного занятия. Кружок ЗОЖ. 2 класс. Тема «Город Здоровья».
    Представленный материал внеурочного занятия по формированию у школьников основ здорового образа жизни в полной мере соответствует основным задачам внеурочной деятельности как составной части образовательной программы начальной ступени обучения. Занятие проводится в отличной от урока форме с использованием таких видов внеурочной деятельности, как игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, досугово-развлекательная.
    Созданию позитивного отношения школьников способствовали различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагога со школьниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, использование мультимедийных средств).
    Конспект данного занятия рекомендуется для использования педагогам, организующим внеурочные занятия с учащимися начальной школы.
  8. Тихомирова Е.Е., учитель начальных классов МБОУ «Центр образования №16» г. Тулы. Формирование универсальных учебных действий (УУД) во внеурочной и урочной деятельности (из опыта работы по УМК«Перспективная начальная школа»). 

    Данный материал представляет опыт работы по формированию универсальных учебных действий во внеурочной и урочной деятельности.

    Его основная мысль заключается в том, что начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. При этом особое внимание в организации внеурочной деятельности акцентируется на  достижении личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность, опираясь на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление  личности ребенка.  Для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя.

    Этот материал будет интересен педагогам, которые ищут разнообразные формы интеграции учебной и внеурочной деятельности в плане совершенствования работы по формированию УУД.