Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Руководителю, педагогу:
полезные сайты

 

Сеть творческих учителейСеть творческих учителей

  

 

Учительский порталУчительский портал

Методические рекомендации по организации и проведению 
непрерывной непосредственно образовательной деятельности

Основные понятия и характеристики, используемые при организации воспитательно-образовательного процесса 

Совместная деятельность взрослого и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. 

Основные характеристики:

    • наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребёнка;
    • наличие партнерской формы организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности);
    • наличие индивидуальной, подгрупповой и групповой форм организации работы с воспитанниками и различных организационных форм деятельности детей (парная, групповая и коллективная).
  • Согласно СанПиН 2.4.1. 2660-10 от 22.07.2010г. № 91 (в редакции от 20.12.2010г.) термин «занятие» понимается как непрерывная непосредственно образовательная деятельность (пункты 12.9, 12.11).
  • Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности остается прежней (пункт 12.11 СанПиН 2.4.1. 2660-10): вторая младшая группа – не более 15 минут, средняя группа – не более 20 минут, старшая группа – не более 25 минут, подготовительная к школе группы – не более 30 минут.
  • Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
  • Приоритетная образовательная область: каждый ребёнок в деятельности решает поставленные педагогом образовательные задачи (каждый ребёнок сказал, если это коммуникативная деятельность; каждый ребёнок нарисовал, если это изобразительная деятельность; каждый ребёнок выполнил движение, если это двигательная деятельность и т.п.). 

Комментированный анализ конспекта организации и проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности

 Конспект современного занятия как «занимательное дело» представляет собой форму, заполненную на основе «аналитической матрицы». Она имеет следующий вид (таблица 1). 

Таблица 1

Аналитическая карта
непрерывной непосредственно образовательной деятельности
 

Структура ННОД

Содержание ННОД

Образовательная область (вид детской деятельности)

Наличие средства для достижения образовательного результата у каждого ребёнка

Формы работы

Образовательные цели и задачи

Итоговый образовательный результат (формируемые у детей интегративные качества)

Обозначаются 3 части занятия: вводная, основная, заключительная

В данной колонке прописывается содержание конспекта занятия (ход занятия с подробным описанием предметно-развивающей среды)

Прописывается приоритетная образовательная область и области в интеграции, а также, через какой вид детской деятельности данные области реализуются

 

Реализованной в приоритете образовательная область считается тогда, когда каждый ребёнок обладал средством для достижения образовательного результата

К каждому виду деятельности соответствуют формы работы

Прописываются образовательные цели и задачи, соответствующие образовательным областям

Прописывается, на какой итоговый образовательный результат направлен тот или иной смысловой фрагмент занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему дано такое понятие как «аналитическая матрица ННОД»?

Матрица – это понятие, широко применяемое в математике. В узком значении «матрица» означает некий объект, записываемый в виде таблицы, которая представляет собой совокупность строк и столбцов, на пересечении которых находятся её системные элементы. Теперь видно, что такое название дано не случайно. В качестве объекта выступает содержание воспитательно-образовательного процесса в рамках организации и проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Конспект ННОД представлен в табличной форме.

Что выступает в качестве системных элементов? Современное занятие – это занимательное дело, а значит, системообразующим элементом является деятельность ребёнка. Это прописано в столбце «образовательная область (вид детской деятельности)». Деятельность или занимательное дело означает, что ребёнок имеет или владеет средством, инструментом для осуществления каких-либо действий. В качестве средства может выступать не только реальный объект, как, например, кисточка для рисования. Это может быть и слово как средство, если ребёнок занимается коммуникативной деятельностью. Получается, что вид детской деятельности и наличие у каждого ребёнка средства для осуществления этой деятельности являются важными и системообразующими показателями, которые указывают на то, что современное занятие – это занимательное дело.

Более того, если каждый ребёнок занимается делом, значит, будет какой-то продукт (рисунок, фраза, песня, эмоция и т.п.), который для педагогов выступает как планируемый образовательный результат. Если каждый ребёнок на занятии обладал средством для достижения в деятельности образовательного результата, то можно с уверенностью сказать, что педагог реализовал приоритетную образовательную область. Получается, что если каждый ребёнок на занятии что-то сделал, сказал, то педагог сможет увидеть динамику в развитии каждого ребёнка. Таким образом, наличие средства – это показатель, своеобразный индикатор деятельности, который поможет определить педагогу, что занятие было построено в форме занимательного дела и была реализована относительно каждого ребенка та или иная приоритетная образовательная область.

Возвращаясь к матрице видим, что в ней также прописываются специфические формы, присущие каждому виду деятельности. Ссылаясь на классификацию видов и форм деятельности (в папке материалы к написанию ННОД), педагог прописывает ту или иную форму.

 Опираясь на содержание занятия, вид и форму деятельности детей, воспитатель в последних двух столбцах представляет планируемые образовательные цели и задачи, а также интегративные качества как итоговый образовательный результат. Это поможет воспитателю в дальнейшем проанализировать занятие, поскольку в таблице видно, через какой вид и форму деятельности достигались поставленные задачи.

Таким образом, по такому алгоритму планируется написание конспекта организованной образовательной деятельности. На первоначальных этапах освоения непрерывной непосредственно образовательной деятельности эта форма помогает педагогу понимать целесообразность содержания современного занятия, в дальнейшем же представленную форму конспекта ННОД возможно модифицировать.

На титульном листе представлена тема ННОД, образовательные задачи, при этом они разделяются на задачи приоритетной образовательной области и задачи, решаемые в интеграции освоения детьми образовательных областей. Задачи каждой образовательной области представлены в конспекте. Независимо от возрастной группы, обозначаются предпосылки учебной деятельности, формируемые в процессе ННОД, и которые важны в рамках обеспечения преемственности систем дошкольного и начального общего образования. Традиционно прописывается оборудование для педагога и детей.

Структура современного занятия не изменилась. Она также состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной частей.

Рассмотрим первую ситуацию, которая происходит в вводной части занятия. Педагог сообщает готовую информацию – показывая и называя, что это (сюрпризный момент).. Федеральные государственные требования нацеливают строить образовательный процесс таким образом, чтобы все дети были заняты делом. Как данную традиционную для нас ситуацию привести в соответствии с новыми требованиями?

Цель вводной части – создать мотивацию, увлечь детей темой занятия. Такое возможно, с одной стороны, за счёт привлечения их опыта, что и делает педагог. Вопрос позволит воспитателю не только привлечь опыт детей, но и дальше вести с ними диалог на равных.

С другой стороны, это возможно за счёт включения ребёнка в активную деятельность. Можно спросить у детей – что это? Выслушать предположения детей, которые могли быть разными. Затем занять детей рассматриванием содержания, спросив, где они такое могли видеть, уточнить выдвинутые детьми предположения. Затем, опираясь на характерные особенности исследуемого объекта, сделать вывод, что это. Это один из подходов в развитии познавательно-исследовательской деятельности, столь важной в реализации образовательной области «Познание».

Теперь обратимся к основной части ННОД. Рассмотрим, следующую игровую ситуацию: дети едут в трамвае. Педагог прописывает в конспекте, что необходимо напомнить правила поведения в трамвае. Это традиционный подход, часто используемый педагогами при фронтальной форме проведения занятия. Поскольку педагог решает задачи приоритетной образовательной области «Социализация», важно остановиться на этом моменте. Для этого нужно организовать коммуникативную деятельность, спросив у самих детей о правилах поведения при посадке в трамвай. В этом случае воспитатель может через беседу увидеть, сформированы ли у детей правила поведения в общественном транспорте.

На данном примере чётко видна интеграция таких образовательных областей как «Социализация» и «Коммуникация», т.е. через коммуникативную совместную деятельность педагога и детей формируются представления о социальных нормах и правилах.

Для организации образовательной деятельности важно понимать принцип интеграции, продумывать интеграцию видов детской деятельности, а не "сваливать всё в кучу", понимая под этим интегрированный подход.

А именно, организуя коммуникативную деятельность детей через ситуативный разговор по прочитанному произведению, педагог формирует социальные нормы, правила поведения в общественном транспорте.

Теперь прокомментируем необходимость реализации в рамках ННОД принципа развивающего образования. Всем известно, что этот принцип заключается в развитии ребёнка. Учитывая положение Л.С. Выготского о том, что обучение ведёт за собой развитие, педагог должен строить занятие таким образом, чтобы достигать поставленные образовательные цели в «зоне ближайшего развития». Как это теоретическое положение перенести в реальную практику? Педагог на протяжении всего занятия создавал такие образовательные ситуации, когда дети сталкивались с трудностями, не зная, как им поступить или ответить. «Зона ближайшего развития» – это ситуация, когда ребёнок «хочет, но не знает ещё пока, как и что».

 «Обучение ведет за собой развитие», обучение создает зоны ближайшего развития, т.е. те внутренние процессы развития, которые сейчас возможны только в сфере взаимоотношений ребенка со взрослым, через некоторое время они становятся внутренним состоянием самого ребенка. Иногда педагоги строят весь образовательный процесс в «зоне актуального развития», когда дети могут уже и без педагога справиться с освоением предложенной им деятельности. Это ситуация, когда «хочу и уже могу это сделать», «хочу и знаю как», что допустимо при организации самостоятельной деятельности детей.

Образовательный процесс состоит в том, чтобы развитие ребёнка сначала осуществлялось в совместной деятельности педагога с детьми в «зоне ближайшего развития», а затем в самостоятельной деятельности детей с учётом «зоны актуального развития» детей.

Хотелось быраскрыть суть партнёрской позиции педагога по отношению к детям. Педагогом должны быть задействованы разные зоны групповой комнаты (группа, и даже спальня). Дети свободно перемещаютсяь от одной образовательной зоны в другую. Свободное размещение позволяет детям принять ту позу, которая на тот момент является для них удобной (стоя, сидя на ковре, на стульчиках и т.п.).

Свободное общение, высказывания детей должны прослеживаться на протяжении всего занятия, педагог должен выслушать каждого ребёнка и вести диалог с учётом ответов детей, обращаясь к мнению других детей по поводу того или иного ответа. Получается, что при таком стиле общения педагог осуществляет личностно-ориентированный подход, поскольку постоянно обращается к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого малыша. Педагог на обсуждаемом занятии постоянно обращается к субъективному опыту детей, что делает коммуникативную деятельность занимательной и интересной. Дети открыты для диалога, они хотят участвовать в разговоре, поскольку их привлекают к активности, а не назидательно сообщают готовые знания. Детям ненавязчиво предлагаются для решения разные проблемные ситуации.

Таким образом, представленные методические рекомендации – это один из вариантов методического инструментария, который поможет педагогам дошкольных образовательных учреждений в практической работе реализовать положения ФГОС, а именно суть организации современного занятия как занимательного дела, в котором видна интеграция образовательных областей, принцип развивающего образования, личностно-ориентированный подход через реализацию партнёрской позиции педагога по отношению к детям и т.д. Одна из профессиональных позиций педагога должна заключаться в том, чтобы проанализировать, а почему сегодня не всех детей удалось увлечь содержанием занятия, почему кто-то из детей сделал не так, как предполагал педагог и т.п.

Новая задача современного педагога при организации НОД заключается в том, чтобы создать и задействовать предметно-пространственную среду, подчинённую определённой тематике. Даже, если педагогу в силу большого количества детей в группе или же по другим причинам не удалось увлечь детей, то задействовав центры развития, дети будут всё равно заняты делом. Но здесь важна выработка групповых правил, начиная уже с младшей группы, что в момент проведения ННОД, у них есть возможность заняться интересным делом, но, не мешая другим. Ведь дисциплина – это не сидение ребёнка за столами, сложа ровно ручки. Это умение дать возможность высказываться, не перебивая друг друга, дослушать до конца сверстника, педагога, не повторять уже сказанное другими и многое другое.

ФГОС как раз нацеливает воспитателя в независимости от наполняемости группы организовывать занимательное дело, которое может быть проведено в любой отрезок дня и необязательно в форме занятия. Принимать участие в занимательном деле могут и не все дети. Ведь кому-то интересно заниматься конструированием, а какому-то ребенку интересно в это время заниматься лепкой. И здесь важно понимать уже самому педагогу, что ребенок – это не объект для воздействия, а полноправный субъект совместной или самостоятельной деятельности. Во ФГОСах обозначен комплексно-тематический принцип реализации ООП. Это означает, что предметно-пространственная среда в группе соответствует какой-то теме, событию. Даже если ребенок увлеченно занимается интересным для него видом деятельности и не подключился к совместной деятельности с Вами, он все равно находится в образовательной среде, в которой возможно достижение поставленных образовательных задач. В связи с этим педагогу необходимо планировать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы каждым ребенком в том или ином виде и форме деятельности была прожита тема.